История Ярославского моторного завода
Ярославский моторный завод «Автодизель» основан в 1916 году русским промышленником В. А. Лебедевым как предприятие по сборке легковых и санитарных автомобилей для фронтов Первой мировой войны. Сегодня «Автодизель» – одно из крупнейших российских предприятий по производству дизельных двигателей. А разработан в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. Было организовано акционерное общество по выпуску автомобилей по лицензии британской фирмы «Crossley (англ.)русск.». Планировалось выпускать по 750 грузовых и легковых автомобилей в год с 4-цилиндровым мотором объёмом 4478 см³. Есть сведения, что зарубежную конструкцию планировалось усовершенствовать. До 1917 года завод так и не заработал — имеется информация о выпуске лишь одного автомобиля — «Лебедь» («Лебедь-А»), причём возможно, что построен он был в Великобритании.
Грузовик АМО-Ф-15
В годы Первой пятилетки была
проведена реконструкция: построены новые цеха, число работников увеличилось в 5
раз. Завод первым в стране освоил производство большегрузных самосвалов. С 1933
года его название — Ярославский автомобильный завод. В 1935 году он выпустил
свой 10-тысячный грузовой автомобиль.
Основная продукция завода в 1925—1942 годы — большегрузные автомобили грузоподъемностью от 3 до 7 т Я-3 (1925, 3 т), Я-4, Я-5, ЯГ-3 (1932, 5 т), ЯГ-4, ЯГ-5, ЯГ-6, ЯГ-10 (1931, 8 т), ЯГ-12 (1932, 8 т); самосвалы ЯС-1 (1935, 4 т), ЯС-2, ЯС-3; троллейбусы одноэтажные ЯТБ-1 (1936), ЯТБ-4 и двухэтажные ЯТБ-3; автобусы ЯА-1, ЯА-2 (1932, 100 пассажиров); шасси для автобусов и троллейбусов. В 1933 году совместно с ОКБ ОГПУ изготовлены опытные образцы первого советского дизельного двигателя «Коджу».
Большегрузный автомобиль Я-4
В годы войны завод выпускал гусеничные артиллерийские тягачи Я-11, Я-12 (1943, гусеничный артиллерийский тягач), Я-13. В 1943—1947 годах было разработано производство серии автомобилей ЯАЗ-200 (4×2) грузоподъёмностью 7 т. В 1948—1950 годах было разработано производство трёхосных автомобилей серии ЯАЗ-210 (6×4) грузоподъёмностью 12 т.
Гусеничный артиллерийский тягач Я-12
В 1947—1951 годах впервые в СССР
освоен серийный выпуск двухтактных автомобильных дизельных двигателей ЯАЗ-204 и
ЯАЗ-206 мощностью 110—220 л. с. для автомобилей ЯАЗ, МАЗ, специализированных
транспортных средств, автобусов ЗИС-154, насосных агрегатов и др. За разработку
этих двигателей в 1949 году была получена Сталинская премия.
В 1951 году производство
двухосных автомобилей ЯАЗ-200, ЯАЗ-205, ЯАЗ-225 передано на Минский автозавод.
В 1958 году Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) переименован в Ярославский
моторный завод (ЯМЗ). С этого времени завод специализируется на разработке и
производстве дизельных двигателей многоцелевого назначения мощностью 180—800 л.
с., коробок передач, сцеплений, дизельных электроагрегатов.
В 1961—1965 годах вёлся выпуск разработанных в 1958—1961 годы 4-тактных дизель-моторов мощностью 180—500 л. с. ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, ЯМЗ-240, в 1972 году за их разработку присуждена Государственная премия СССР. В 1966 году завод награждён орденом Ленина. В 1968—1971 годах разработан силовой агрегат ЯМЗ-740 и ЯМЗ-741 для Камского автозавода.
Рабочий процесс производства двигателей.
В 1971 году Ярославский моторный
завод стал головным предприятием производственного объединения «Автодизель», в
которое помимо него вошли ЯЗТА, ЯЗДА, ТМЗ, Ростовский агрегатный завод,
строительно-монтажный трест и совхоз «Революция», а позднее и ТЭРЗ. В 1973—1980
годах создано семейство дизельных двигателей ЯМЗ-840. В 1975 году завод награждён
орденом Октябрьской Революции. В 1976 году присуждена Ленинская премия за
создание и освоение производства двигателей для тракторов «Кировец» К-700 и
К-701. В 1977—1979 годах создан силовой агрегат ЯМЗ-642 для Кутаисского
автозавода.
С 1970 года «Автодизель»
становится ведущим предприятием советского дизелестроения. Потребителями
продукции являются МАЗ, КрАЗ, БелАЗ, МоАЗ, МЗКТ, УралАЗ, ЗИЛ, БАЗ, ЛАЗ, КЗКТ,
ИЗТМ, ЧЗПТ, «Кировский завод», Ростсельмаш, Красноярский комбайновый,
Воронежский, Ковровский экскаваторные, Муромский, Людиновский
тепловозостроительные, Ивановский крановый заводы, Челябинский завод дорожных
машин и другие предприятия.
С 1993 года завод осуществляет
свою деятельность как ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод). В
1991—1998 годах созданы двигатели ЯМЗ-846 и ЯМЗ-847 для ракетно-космического
комплекса «Тополь М». В 1994—2005 годах создано производство силовых
стационарных установок и электрогенераторов. В 1995—2003 годах освоено
производство двигателей экологических классов: 1995 — Евро-1 (ЯМЗ-236НЕ/БЕ и
ЯМЗ-238БЕ/ДЕ), 1997 — Евро-2 (ЯМЗ-7511 и ЯМЗ-7601), 2003 — Евро-3 (ЯМЗ-656 и
ЯМЗ-658). Серийный выпуск этих двигателей начался в 2007—2008 годах. В
1995—2002 и 2005—2008 годах разработаны рядные дизель-моторы семейства ЯМЗ-530 (Евро-4).
В 2003 году вручена Премия Правительства за разработку и освоение производства
дизельных двигателей многоцелевого назначения, впервые в России соответствующих
международным стандартам по экологии. В 2016 году на Международном форуме
«Армия-2016» был представлен новый двигатель ЯМЗ-780.
В 2001 году ПАО «Автодизель»
(ЯМЗ) вошло в состав ООО «РусПромАвто», преобразованное впоследствии в «Группу
ГАЗ».
В мае 2015 году Ярославский моторный завод «Автодизель» получил сертификаты соответствия «Евро-5» на шестицилиндровые двиг атели ЯМЗ-530.
Двигатель ЯМЗ-530.
В сентябре 2015 года Ярославский
моторный завод впервые представляет рядный 4-цилиндровый дизельный двигатель семейства
ЯМЗ-530 экологического стандарта «Евро-5» в рамках Международного
специализированного автосалона «Коммерческий Автотранспорт’2015»
(Comtrans’2015).
В мае 2016 года Ярославский
моторный завод «Автодизель» представляет на XVII Международной специализированной
выставке СТТ-2016 двигатели ЯМЗ-530 для автомобильной, сельскохозяйственной и
дорожно-строительной техники. На стенде представлены образцы двигателей
«Евро-5» ЯМЗ-53443 и ЯМЗ-53623, производство которых началось в 2016 году. Ярославль,
8 июня 2016 года, – Ярославский моторный завод «Автодизель» выпустил
25-тысячный двигатель семейства ЯМЗ-530.
В 2016 года 20 октября вековой юбилей отметил Ярославский моторный завод «Автодизель», который по праву называют центром российского дизелестроения, прародителем грузового автопрома и троллейбусного производства в нашей стране. Предприятие за свою многолетнюю историю доказало, что может составить конкуренцию не только российским, но и ведущим мировым компаниям.
В 2017 году Ярославский моторный
завод награжден благодарностью Президента России Владимира Путина. Президент
России и высоко оценил заслуги сотрудников «Автодизеля» в развитии современного
двигателестроения на территории страны. Ярославскими двигателями оснащаются
более 300 моделей транспортных средств и изделий специального назначения,
производимых предприятиями России и стран СНГ. Двигатели ЯМЗ устанавливаются на
грузовые автомобили, магистральные тягачи, карьерные самосвалы, автобусы,
тракторы и зерноуборочные комбайны, строительно-дорожную технику, а также на
дизель-электрические станции.
В 2018 году февраля месяца, Ярославский моторный завод стал победителем национального конкурса «Премия развития» в номинации «Лучший проект в отраслях промышленности». «Премия развития» – профессиональная награда за вклад в устойчивое социально-экономическое развитие, учрежденная Внешэкономбанком.
В июне 2018 года, – Завод
«Автодизель» признан лучшим среди машиностроительных предприятий Ярославля, а
также получил диплом конкурса администрации города в номинации «За вклад в
охрану окружающей среды» по итогам 2017 года. Конкурс «Лучшее предприятие
города» проводится мэрией Ярославля с 2000 года, цель конкурса – определение
организаций, достигших наиболее высоких показателей эффективности работы и
принимающих активное участие в социально-экономическом развитии города. Награды
получены благодаря развитию проекта Ярославского моторного завода по выпуску
средних рядных двигателей ЯМЗ-530